Свадебный фотограф
Студия Bartosh Photography
Киев

 

Сколько стоит?




Петр Карасев о вопросе о цене свадебного фотографа: В целом согласен с ним:

 

Мой пост о том, что некоторым клиентам хочется просто узнать цену свадебной съёмки - не пригласить любимого фотографа, от фотографий которого они балдеют, не сделать незабываемые фотографии с единственного свадебного дня в жизни, а просто узнать цену, чтобы найти фотографа подешевле – вызвал возмущение у некоторых читателей. Аргументы в основном в стиле "Клиент всегда прав, и если он хочет узнать цену – фотограф обязан цену сказать!" Хочу дать ответ тем, кто считает права клиентов ущемлёнными:

Здесь налицо подмена понятий, как это часто бывают, путают тёплое с мягким.

Конечно, если клиент хочет позвать на свадьбу фотографа, он должен знать, сколько стоят услуги этого фотографа, это очевидно. Я бы хотел видеть своим фотографом на свадьбе Джеффа Эскофа, или Шона Фланигана, или Йонаса Петерсона – но стоимость их работы мне не по карману. Даже стоимость очень и очень бюджетного Петерсона – всего от 5000 долларов (плюс расходы на перелёт). Подмена понятий здесь в том, что якобы, если клиент требует назвать цену – фотограф должен её назвать. Вот это ошибка. Вы не делаете в жизни то, что требуют от вас посторонние люди с неизвестными целями, правда? Для того, чтобы сделать что-то, нужна причина, так заведено у людей с мозгами в голове, и просто "А ну быра сказал нам цену!" это не причина, нет. Если ваш близкий человек, ваш друг, зовёт вас – подойди сюда! – вы подойдёте, потому что понимаете, что если он зовёт вас, значит, вам будет интереснее вместе. А вот если вы идёте по улице и из кустов доносится голос неизвестно кого, со словами "Подойди сюда!", или "Сколько стоит ваша съёмка?", то сомневаюсь, что вы броситесь выполнять, да? Как же так? Ведь клиент всегда прав? Клиент потребовал подойти – вы должны подойти? Любой человек, потребовавший у вас назвать цену – это клиент? Разве?

Выбор фотографа для многих превратился в покупку вещи в интернет-магазине. В интернет-магазине "Фотографы на свадьбу" лежат говорящие самоходные штативы, нужно выяснить их цену, и если цена приемлемая (то есть, дешевле айфона, дешевле лимузина, дешевле торта, дешевле платья, дешевле тамады, дешевле цветов, дешевле всего остального на свадьбе) то такой штатив нам подходит, берём его. Самоходный штатив из интернет-магазина будет ходить около нас на свадьбе шесть часов, или сколько там по договору, а фотоаппарат, прикрученный к нему, будет снимать. Безжалостная аналогия? Да. Что заставляет меня говорить такие слова? То, что с точки зрения клиентов из первой категории, у фотографа не может быть мнения. Это ключевая фраза всего этого поста, я повторю её ещё раз: "С точки зрения клиентов из первой категории, у фотографа не может быть мнения". Фотограф это купленная в интернет-магазине вещь, которая пришла на свадьбу, поснимала сколько надо и ушла (это, кстати, очень хорошо иллюстрируется темами на форумах невест о том "Надо ли кормить фотографа на свадьбе?", большинство склоняется к тому что нет, не надо – самоходные штативы не едят, действительно). У купленного в интернет-магазине самоходного штатива нет мнения, ему не может "нравиться" или "не нравиться" наша свадьба, наш распорядок свадебного дня, и прочие детали. Его дело - молча снимать. И – если вы покупаете вещь в интернет-магазине, вы должны знать её стоимость, действительно, это очень удобно.

Но я так не хочу.

У меня есть мнение. И мне не всё равно.

Я хочу снимать свадьбы, которые нравятся мне, потому что я работаю для людей. Я создаю то, чего не существовало до сих пор, летопись семьи, как бы высокопарно это ни звучало, и я хочу, чтобы люди улыбались, глядя на свои фотографии. Я хочу чтобы их дети и внуки млели от удовольствия, рассматривая своих счастливых и влюблённых папу и маму, или бабушку и дедушку, потому что мне не всё равно. Так же, как я хочу есть еду, которая нравится мне, общаться с людьми, которые нравятся мне, потому что мне не всё равно. Делать фотографии, которые нравятся мне – определённо, этого я хочу. Каждый раз, смотря на фотографии, которые я сделал, я улыбаюсь, потому что на этих фотографиях молодожёны, для которых я стал другом, и они стали моими друзьями, и если это будет не так, то я просто не хочу снимать такую свадьбу. Станет ли вашим другом купленный за два клика мышкой в интернет-магазине самоходный штатив? Вряд ли. Главное в жизни это не чтобы фотограф стоил дешевле всего остального на свадьбе. Главное в жизни это человеческое тепло и дружеская поддержка. Фотограф, который поддерживает вас, который болеет душой за вас, который делает всё, абсолютно всё возможное для того, чтобы ваша свадьба была прекрасной и счастливой – такой фотограф вполне может стоить дешевле всего остального на свадьбе, потому что человеческое тепло измеряется не деньгами и не количеством часов, которые фотограф будет снимать. Но чтобы найти такого фотографа, нужно понимать это самим, и хотеть этого самим. Вот с такими клиентами я работаю.

 

(с) Фотограф Петр Карасев



Создан 02 апр 2013